Принято на заседании педагогического совета
Протокол №____ от ___________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ
И.о.заведующего МКДОУ
_____________Т.А.Чаплыгина
Приказ №_____ от «_____»___________20___г.
|
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2019-2020 учебный год
муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №3 «Колокольчик»,
реализующего программу «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Приоритетные направления
Образовательные области |
Виды непосредственно образовательной деятельности |
Первая младшая группа
|
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа
|
Подгот. к школе группа |
Количество видов НОД в неделю |
Инвариантная часть (обязательная 80%) |
Познавательно-речевое развитие
Образовательные области:
Познание |
Формирование элементарных математических представлений |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
Формирование целостной картины мира |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
Коммуникация |
Развитие речи |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Подготовка к обучению грамоте |
- |
- |
- |
- |
1 |
Чтение художественной
литературы |
Чтение художественной литературы |
1 |
|
|
|
|
Физическое развитие Образовательные области:
Физическая культура, здоровье |
Физкультурное |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Художественно-эстетическое
развитие
Образовательные области: Музыка |
Музыкальное воспитание |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Художественное творчество |
Рисование |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Лепка |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Аппликация |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО |
|
10 |
10 |
11 |
13 |
14 |
Социально-личностное развитие
Образовательные области:
Социализация
Безопасность
Труд |
Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности. |
Вариативная часть (формируемая ДОУ 20%) |
Дополнительное образование |
Совместная кружковая деятельность детей и взрослых (ручной труд, патриотическое и экологическое воспитание, ОБЖ) |
- |
- |
-
|
2 |
2 |
ИТОГО: |
|
- |
- |
1 |
2 |
2 |
ВСЕГО (по СанПиН): |
|
10 |
11 |
12 |
15 |
16 |
Длительность НОД |
|
10 мин |
15 мин |
20 мин |
25 мин |
30 мин |
Общее время в неделю
(в часах) |
|
|
2 часа
45 мин |
4 часа
|
6 часов
15 мин |
8 часов
30 мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
· Устав;
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15.05.2013г;
· Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Коллектив дошкольного образовательного учреждения с 01.09.2015г. реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составленную на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
1) инвариантной (обязательной) части;
2) вариативной части.
Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется.
Объем базовой части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, вариативной части - не более 20% общего объема программы.
В учебный план включены четыре направления. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
· познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
· художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
· физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье»;
· социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд».
Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой).
Региональный компонент в разделе «Формирование целостной картины мира» реализуется через обогащение представлений о жителях посёлка, области, округа, истории посёлка, края, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, посёлке, крае, их истории; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе («Погодный календарь нашего края»), животном и растительном мире Ставропольского края, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи
и включает следующие разделы:
«Развитие речи», содержание которого направлено на:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;
«Подготовка к обучению грамоте», содержание которого направлено на:
- развитие фонематического слуха, совершенствования владения грамматическим строем языка;
- обучение детей в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;
- совершенствование звуко-буквенного анализа;
- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части, составлять слова из слогов (устно).
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирования целостной картины мира,
- развития литературной речи,
- приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса
и включает раздел «Художественная литература», содержание которого направлено на:
- ознакомление детей с детскими писателями и поэтами;
- расширение знаний детей о различных произведениях художественной литературы;
- формирование представлений о различных литературных жанрах и жанрах фольклора;
- воспитание интереса к литературному творчеству, любви к книге.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в посёлке, округе, спортивными традициями и праздниками.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству
Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках, ложках; ознакомление с музыкальными произведениями о посёлке, народными танцами.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам народного искусства.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация деятельности по образовательным областям «Социализация», «Труд», «Безопасность» предполагается по программе за рамками непосредственно образовательной деятельности.
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя и детей;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
2) непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий, утверждённой приказом заведующей)
3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:
- индивидуальную коррекционную работу;
- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий)
- самостоятельную деятельность ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
Годовой календарный учебный график.
Дата начала учебного года 1 сентября 2019года. Дата окончания учебного года 31 мая 2020года. Продолжительность учебной недели –пятидневка. Выходные дни: суббота и воскресенье, праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность образовательного процесса составляет 40 недель. Продолжительность работы 10 часов ежедневно, с 7.30 до 17.30
Работа в летний оздоровительный период 01.06.2020-31.08.2020г.В этот период проводится образовательная деятельность только художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности и спортивные мероприятия.
Выходные и праздничные выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ: 4 Ноября-День Народного Единства, Новогодние и Рождественские праздники, 23 февраля-День Защитников Отечества, 8 Марта-Международный женский день, в апреле-мае (Радоница),1 Мая-Праздник Весны и труда, 9 Мая – День Победы, 12 Июня – День России.